Музейная история
«Музей истории вечерней школы» был открыт в декабре 2015 года на базе Открытой (сменной) общеобразовательной школы № 94 города Ярославля.
"Знакомство со школьным музеем"
Открытие школьного музея связано с присоединением к Открытой школе № 94 Открытой школы № 95, в которой к моменту присоединения музей истории школы уже существовал. За последнее десятилетие к Открытой школе 94 присоединились три открытые школы: 93-я в 2011 году, 95-я в 2015 году, 97-я в 2019 году. Все они до 1997 года были вечерними и имели другие номера: Открытая школа № 93 – ВСШ № 2, Открытая школа № 95 – ВСШ № 6, Открытая школа № 97 – ВСШ № 18. Ещё раньше были и другие реорганизации вечерних школ города. Так, в 1984 году к ВСШ № 2 присоединилась ВСШ № 1. Именно поэтому вновь созданный музей на базе Открытой школы № 94 – это музей истории не конкретной вечерней школы, а вечерней школы как типа общеобразовательного учреждения, он хранитель истории нескольких вечерних школ города Ярославля.
Процедуру паспортизации «Музей истории вечерней школы» прошёл 8 февраля 2017 года.
Экспозиция музея отражает исторический путь вечерней школы от даты открытия (октябрь 1943 года) до современности и включает три раздела, соответствующие этапам развития вечерних школ:
- ШРМ – школа рабочей молодёжи.
- ВСШ – вечерняя (сменная) школа.
- ОСОШ – открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Вполне естественно, что экспозиция музея истории школы № 95 стала частью общей экспозиции вновь созданного музея. Ведь каждая вечерняя школа прошла одни и те же этапы развития.
Основу музейного фонда составляют фотографии, документы, грамоты и дипломы разных лет и разных уровней. Пожалуй, одним из самых ценных экспонатов музея является школьный колокольчик, которому, по легенде, столько же лет, сколько школе № 94. Его изготовили рабочие Ярославского автозавода в год открытия школы - 1943. И с тех пор школьный колокольчик ежегодно звенит для выпускников школы, провожая их во взрослую жизнь, а 1 сентября встречает новых учеников.
Из экспонатов музея следует отметить физические приборы и пособия по физике. Физика и химия были едва ли не главными учебными предметами долгое время, потому что именно они имели прикладное значение и в большей степени были связаны с производством. В начале 60-х годов школа работала по выполнению Закона «Об укреплении связи школы с жизнью». Учителя физики и химии в 1963 году выступали с докладами об опыте своей работы на научной конференции в ЯГПИ им. К.Д. Ушинского. Так, Т.А. Рождественская представила доклад на тему: «Связь преподавания физики с производством и производительным трудом учащихся в школе рабочей молодежи №
Есть в школьном музее и другие альбомы: «Говорят наши выпускники», «Наши ветераны», «Школьные вечера поэзии». В них запечатлены самые разные моменты школьной истории. В 80-е годы в школе даже работал «театр миниатюр». Поразительно, как много успевали сделать ученики, занятые ещё и на производстве. Конечно, в этом – заслуга учителей.
На базе ВСШ № 3 не раз проводились городские, областные, республиканские мероприятия. С опытом работы педагогического коллектива знакомились работники Министерства просвещения, НИИ общего образования взрослых АПН СССР. Методический кабинет ВСШ № 3 был признан лучшим в школах Ленинского района города Ярославля в 1979 году. Система методической работы школы в 1979 году изучалась на выездном заседании Центрального института усовершенствования учителей.
Долгие годы школа была тесно связана с Ярославским моторным заводом и занимала заводские здания с года основания (1943) и до 1999 года. Вместе с заводом в 70-80-е годы участвовала в смотре-конкурсе «Каждому молодому труженику – среднее образование». К концу 80-х годов связь школы с заводом утратилась, т.к. школа перестала быть школой только для работающих на предприятиях.
В 1997 году сменились название и номер школы. Она стала открытой (сменной) общеобразовательной школой № 94. А в 1999 году переехала в здание, которое занимает сейчас, по адресу: город Ярославль, улица Зои Космодемьянской, дом 4а.
Наши учителя-ветераны пополняют фонд музея своими воспоминаниями и фотографиями из личных архивов, делятся своим опытом, дают напутствия молодому поколению. А наши ученики изучают историю школы и занимаются проектной и исследовательской деятельностью на базе школьного музея. Столько всего достойно внимания! Опыт замечательных педагогов и талантливых руководителей, успехи и достижения выпускников школы, педагогические династии, отражение событий истории страны в судьбах учителей и учеников, взаимодействие вечерних школ с предприятиями и организациями города в разные периоды существования…
По выражению М. Горького, «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Именно поэтому создание и функционирование школьного музея – дело очень важное и нужное. И для школы, и для учителей, и для учащихся.
Добро пожаловать в школьный музей!