Страница обновлена 19.09.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Открытая (сменная) школа № 94 имени Виктора Петровича Подосенова"

Страница обновлена 19.09.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Открытая (сменная) школа № 94 имени Виктора Петровича Подосенова"

Музейный маршрут

Дорогами войны

Дорогами войны (презентация)

Музейный маршрут «Дорогами войны…» 
(Великая Отечественная война в истории вечерней школы и судьбах учителей и учеников)

Вступление
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой…
Евгений Агранович
     «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», - поётся в известной военной песне. И в нашей школе есть свои «герои былых времён». Именно им посвящён наш музейный маршрут. Вспомним имена учителей-участников Великой Отечественной войны:
Замышляев Борис Дмитриевич
Лапшинов Михаил Яковлевич
Сергушов Сергей Иванович
Сидоров Борис Иванович
Чаенков Владимир Афанасьевич
Они работали в вечерних школах № 2 и № 3 города Ярославля. Обе школы были открыты во время войны и назывались тогда школами рабочей молодёжи (ШРМ). С экскурса в историю открытия ШРМ мы и начнём маршрут «Дорогами войны».

Маршрут экскурсии

1.   ШРМ № 3 при Ярославском автозаводе в годы Великой Отечественной войны
   Школа рабочей молодёжи при Ярославском автозаводе была открыта в самый разгар Великой Отечественной войны – в октябре 1943 года. Сеть подобных школ начала складываться по всей стране в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 июля 1943 года. «Решение проблемы кадров вызвало необходимость создания школ рабочей молодёжи». В первый учебный год из-за сложных производственных условий не было возможности выделить для школы отдельное помещение. Занятия проводились прямо в цехе завода. Об этом говорится в брошюре «Подготовка кадров на машиностроительном предприятии» [4, с.60]. В канун 50-летия школы, 23 октября 1993 года, в газете «Заводская жизнь» была опубликована статья Л. Разживиной «Урок длиною в полвека» [16]: «1943 год. Шла Великая Отечественная война. Сотни работников завода… записывались в отряды народного ополчения, уходили на фронт добровольцами. На смену им в заводские цеха пришли их дети и внуки. …Подростки осваивали станки, на которых в то время выпускали военную продукцию. Знаний у ребят не хватало. И тогда было принято решение открыть на заводе школу рабочей молодёжи. В октябре здесь прозвенел первый школьный звонок. Сорок семь автозаводцев взяли в руки учебники. 12-часовой рабочий день, сквозняки на антресолях цеха, где располагалась школа, шум станков, порою заглушающий голос учителя. Не было учебного оборудования, не хватало книг и тетрадей… Несмотря на трудности военного времени, для учащихся был установлен восьмичасовой рабочий день. В учебные дни они получали дополнительное питание. В этом была заслуга первого директора Екатерины Александровны Лепиловой, которая каждому из учеников отдавала частицу своей души. В 1946 году первые девять выпускников школы рабочей молодёжи получили аттестаты о среднем образовании» [16]. Создание школы рабочей молодёжи в 1943 году было требованием времени. Многие подростки, юноши и девушки во время Великой Отечественной войны были вынуждены идти на производство, не получив даже семилетнего образования, чтобы заменить тех, кто ушёл на фронт. В военные и послевоенные годы школа рабочей молодёжи позволяла получить образование без отрыва от производства.

2.    Учителя ВСШ № 2 и ВСШ № 3 – участники Великой Отечественной войны
     После войны в разные годы в школах рабочей молодёжи (с 1958 года они стали называться вечерними (сменными) школами – ВСШ) работали учителя – участники войны.

     Лапшинов Михаил Яковлевич – учитель физики ВСШ № 2.

     Он родился в большой крестьянской семье 15 апреля 1923 года в деревне Левашово Некрасовского района Ярославской области.
     Окончив школу в 1940 году, он поступил в Ленинградское артиллерийское училище. В 1941 году поехал на фронт под командование маршала Жукова. Он успел окончить училище, т.к. обучение тогда велось по ускоренной программе.
     На фронте Михаил Яковлевич был не один раз ранен, но ранения были не очень тяжёлые, за исключением последнего, поэтому после госпиталей он вновь попадал на фронт.
     В марте 1945 года Лапшинов был очень тяжело ранен в обе ноги и пролежал в госпитале долго. Ему ампутировали одну ногу, вторую удалось сохранить, хоть и с осколками. Вернулся домой Михаил Яковлевич инвалидом, но духом не пал.
     В 1949 году Лапшинов М.Я. поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, в 1953 году окончил. Работать начал в 1952 году в школе № 32, где даже учил Валентину Терешкову, затем перешёл в школу рабочей молодёжи № 15 на Республиканской  улице, а затем в ВСШ № 2, откуда и ушёл на пенсию.
     Михаил Яковлевич Лапшинов воспитал двух хороших сыновей.
     Лапшинов М.Я. награждён орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны, медалью «За освобождение Литвы» и другими медалями [20].

     Чаенков Владимир Афанасьевич – учитель географии, директор ВСШ № 2.
       Родился в 1925 году в городе Курске в семье военнослужащего.
     В ряды Советской Армии вступил добровольно в 1942 году. Участвовал в боевых операциях специальной и инженерной разведки с марта 1942 года по май 1945 года. Прошёл боевой путь от города Великие Луки до Берлина. Участвовал в освобождении Прибалтики, Польши, штурме Берлина, неоднократно выполнял боевые задания в немецком тылу.
      После войны окончил военно-политическое училище г. Ярославля в 1951 году, в 1968 году – Ярославский государственный педагогический институт (географический факультет).
     Долгие годы находился на хозяйственной, административной и партийной работе на различных предприятиях города Ярославля. В 1970-1972 годах – директор ВСШ № 18 г. Ярославля, в 1972-1976 годах – директор ВСШ № 2 г. Ярославля.
     С 1976 года – персональный пенсионер Союзного значения. До 1991 года член Советского комитета ветеранов войны. Был создателем и первым председателем Ярославского городского Совета ветеранов войны, членом областного Совета ветеранов войны, Народным депутатом СССР (1989-1991гг.).
     Чаенков Владимир Афанасьевич награждён Орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», знаком «Отличный разведчик». Полный кавалер орденов «Славы» всех степеней [20].

     Замышляев Борис Дмитриевич – учитель русского языка и литературы ВСШ № 3.
    Он родился 16 декабря 1921 года на хуторе Ясная Поляна Ветлужского района Горьковской области.
     В 1936 году поступил в Ветлужское педучилище Горьковской области, окончил его в 1939 году. В этом же году был призван в ряды Военно-морского флота. В частях и на кораблях Тихоокеанского флота служил до 1946 года. Участвовал в боевых действиях в составе экипажа крейсера «Каганович».
     В 1946 году поступил во Владивостокский пединститут. В этом же году был демобилизован и перевёлся в Горьковский пединститут по месту жительства. В августе 1946 года был принят на работу в среднюю школу № 42 г. Горького учителем начальных классов, а с января 1950 года работал в разных школах г. Горького учителем русского языка и литературы до 1959 года.
     С 1959 года по 1961 год Борис Дмитриевич работал учителем русского языка и литературы в Германской Демократической Республике (ГДР). После окончания срока командировки приехал в город Рязань. С 1961 год по 1964 год работал в Рязанском радиоинституте на подготовительных курсах преподавателем русского языка и литературы, а с 1964 года по 1969 год работал в Рязанском проектно-технологическом институте и по совместительству продолжал работать на подготовительных курсах, чтобы не прерывать педагогического стажа.
     С 1969 года по 1978 гг. работал в школах города Рязани.
     Летом 1978 года переехал в Ярославль. С 1948 года член КПСС. В 1978-1979 гг. работал в средней школе № 29 г. Ярославля, а с 1979 года – в ВСШ № 3 г. Ярославля.
     В канун 40-летия Победы в Великой Отечественной войне Замышляев Борис Дмитриевич был награждён Орденом Отечественной войны II cтепени. Информацию о награждении мы нашли на сайте «Подвиг народа», где опубликованы документы Центрального архива Министерства Обороны РФ [20].

     Сидоров Борис Иванович - учитель математики и директор ВСШ № 3.
     Он родился 9 мая 1919 года в селе Семеновское Островского района Костромской области в семье рабочего. 
     В 1937 году окончил Кинешемскую среднюю школу и был направлен на работу в Макарьевскую школу Ивановской области учителем начальных классов.
     В 1939 году поступил в Ленинградский государственный университет на физико-математический факультет. Со второго курса ушел на фронт. После окончания войны продолжил обучение уже в Ярославском государственном педагогическом институте им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1949 году, получив квалификацию преподавателя математики и звание учителя средней школы. С октября 1949 года Борис Иванович работал учителем математики в средней школе № 57 Ярославля, а с апреля 1959 года руководил вводом школы-новостройки № 3 по улице Жукова в Ярославле и назначен её директором. С 1960 года по август 1963 года работал в школе-интернате № 10 Ярославля, был её первым директором. В августе 1963 года Сидоров Борис Иванович был переведён на должность заместителя заведующего отделом народного образования Ярославского (промышленного) облисполкома, заведующим сектором школ, а в декабре 1964 года, в связи с реорганизацией местных советских органов, переведён на должность директора вечерней (сменной) средней школы № 3 Ярославского моторного завода.
     С 1967 года по 1970 год Борис Иванович работал директором школы № 37 в Группе Советских войск в Германии. С сентября 1970 года и до выхода на пенсию в июне 1982 года работал директором ВСШ № 3 в Ярославле [24, С. 339].
     Высококвалифицированный специалист, прошедший большую жизненную школу, имевший прекрасную теоретическую и методическую подготовку, Б.И. Сидоров внёс значительный вклад в  развитие системы образования Ярославля. Не боясь трудностей, он брался за руководство школами с момента начала их строительства. Принимая на себя груз ответственности за их оборудование, оснащение, комплектование педагогическими кадрами и учащимися, обслуживающим персоналом.
     Грамотный руководитель и отличный организатор, Борис Иванович являл собой образец трудолюбия и ответственности, умения работать с людьми, решать организационно-хозяйственные вопросы. При его непосредственном активном участии на Ярославском моторном заводе построено и оборудовано помещение для ВСШ № 3, чётко поставлен учёт молодёжи, не имеющей среднего образования, и организована результативная работа по повышению общеобразовательного уровня работающей молодёжи. Опыт совместной работы завода и педагогического коллектива ВСШ № 3 неоднократно представлялся в Москве на ВДНХ, отмечался медалями выставки. Школа неоднократно поощрялась Оргкомитетом Всесоюзного смотра-конкурса «Каждому молодому труженику – среднее образование».
     Борис Иванович Сидоров награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», семью юбилейными медалями, медалями ВДНХ. Его труд отмечен значками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР».
     Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1977 года Сидорову Борису Ивановичу присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
     В 1987 году Сидоров Борис Иванович был награждён Орденом Отечественной войны II cтепени. Информация о награждении есть на сайте «Подвиг народа», где опубликованы документы Центрального архива Министерства Обороны РФ.
     Похоронен Сидоров Борис Иванович в Ярославле, на Леонтьевском кладбище [24, С. 340].

     Сергушов Сергей Иванович долгое время работал в ВСШ № 3 учителем истории.
В школьном музее хранятся его фотографии. В докладе Галины Константиновны Ивановой «Роль учителя в воспитании культуры молодого рабочего», переданном в фонд «Музея истории вечерней школы» и датированном 1975 годом, находим: «В школе при Ленинской комнате под руководством учителя истории С.И. Сергушова с 1968 г. работает лекторская группа, членам которой предоставлена возможность читать лекции на заводе и в школе» [20].

    Информации о награждениях С.И. Сергушова  на сайте «Подвиг народа», где опубликованы документы Центрального архива Министерства Обороны РФ, пока нет. Возможно, это связано с тем, что не все архивные документы на сегодняшний день обработаны, их публикация продолжается.

  По воспоминаниям ветеранов педагогического труда, работавших с Замышляевым Борисом Дмитриевичем, Лапшиновым Михаилом Яковлевичем, Сергушовым Сергеем Ивановичем, Сидоровым Борисом Ивановичем, Чаенковым Владимиром Афанасьевичем, учителя – участники войны были очень ответственными, на них всегда можно было положиться, они возглавляли самые важные дела и начинания. Так, Сергушов С.И. руководил лекторской группой много лет, Сидоров Б.И. и Чаенков В.А. были директорами вечерних школ.
   В 2017 году, в канун Дня Победы, в школе впервые была открыта выставка, посвящённая учителям – участникам Великой Отечественной войны. В 2018 году она пополнилась материалами, переданными в фонд музея ветераном школы Ивановой Галиной Константиновной, в 2019 году - информацией о военных наградах, полученной на сайте «Подвиг народа».   Сбор материалов о ветеранах войны продолжается.

3.    Воспоминания учителя математики С.И. Барышевой о военном детстве
     Работали в нашей школе и учителя – дети войны. Мы остановимся на воспоминаниях о военном детстве учителя математики Стэллы Ивановны Барышевой.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Роберт Рождественский
     Эти строки стали эпиграфом альманаха «Вспомнить всё», который был выпущен в 2014 году в Ярославле. Это сборник воспоминаний, изданный по инициативе ярославской региональной организации «Дети войны». Все авторы воспоминаний и размышлений родились в 30-е годы прошлого века, к началу войны им было от двух до одиннадцати лет. У каждого автора  своя история, различные испытания выпали на их долю: ужасы оккупации, бомбёжки в прифронтовых областях, скитания вдали от родных мест.
     Один из авторов этого сборника – Стэлла Ивановна Барышева, около тридцати лет проработавшая учителем математики в  нашей школе. К началу войны Стэлле Барышевой было десять лет. В статье «Как мы выживали» Стэлла Ивановна вспоминает о страшном известии, о болезни своего брата, о работе на огородных участках, о маме, которой было очень трудно прокормить двоих детей, о голоде и холоде… 
     «Мама давала нам с братом по сухарику, и вкуснее их я не ела ничего...» - пишет Стэлла Ивановна.  
     «Хлеба всегда не хватало. Никогда не забуду, как однажды я пришла из школы, а мама протянула мне кусок хлеба: «Эля, вот тебе твой хлеб, распредели на день, как хочешь. Я боюсь, что не выдержу и съем его». Бедная, как же она была голодна! Запомнился мне и случай, как мы сели обедать, а брат Лева обхватил кастрюлю пустых щей руками и, горько плача, закричал: «Всё сам съем, никому не дам!».  
    «Запомнилась мне ещё одна бомбёжка Ярославля … Казалось, что все бомбы были нацелены на наш дом, который содрогался при каждом ударе. Позднее мы узнали, что бомбы упали на улицу Чайковского, совсем недалеко от нас… А я, под впечатлением пережитого страха и ужаса, ещё долго не могла видеть победные салюты, напоминавшие мне грозное небо войны…».
     Ещё Стэлла Ивановна вспоминает, что в годы войны они готовили концерты и выступления в госпитале, собирали посылки для фронтовиков. Мама помогала Стэлле шить кисеты для табака, в которые обязательно вкладывались записки для фронтовиков. Однажды ей на адрес школы даже пришло письмо  от солдата, получившего подарок [6, стр. 47].
     После войны Стэлла Барышева окончила пединститут и стала учителем, как и её родители. В школе рабочей молодёжи № 3 Стэлла Ивановна Барышева работала  учителем математики с 1957 года до выхода на пенсию, а на заслуженном отдыхе занялась творчеством. В школьном музее организована выставка её работ. Все эти работы Стэлла Ивановна выполнила уже в пенсионном возрасте, будучи инвалидом по зрению. Трудности военного детства научили её ценить и любить жизнь и дарить радость людям.
     Через всю жизнь пронесла Стэлла Ивановна Барышева воспоминания о «самых нелёгких моментах судьбы». Свою статью «Шёл июнь 1941 года…», опубликованную в сборнике «Когда душа заговорила…» в 2007 году, она завершает обращением ко всем нам: «Не дай Бог, чтобы когда-нибудь повторилось такое. Но и забывать нельзя. Потому и потревожила я свою память, чтобы напомнить кому-то: берегите мир, который нам так дорого достался».

4. Дети блокадного Ленинграда: судьба одного подростка
    Одно из самых страшных событий войны – блокада Ленинграда. Ярославская область и город Ярославль приняли несколько сот тысяч жителей блокадного Ленинграда, в том числе детей. Эшелоны с эвакуированными ленинградцами начали прибывать в область с декабря 1941 года. Для тысяч детей блокадного Ленинграда Ярославль стал в годы войны вторым домом, который дал им кров, тепло, возможность учиться.
     И в нашей школе учились дети блокадного Ленинграда. Об этом можно судить по книге для записи аттестатов зрелости. В графе «место рождения» у нескольких учеников указан Ленинград. Один из них – Иван Курочкин. Правда, в школу он пришёл уже после войны.
     Иван Карпович Курочкин родился 23 июля 1927 года в городе Ленинграде. Перед самой войной у Ивана умерла мать, отец остался один с семью детьми – четырьмя сыновьями и тремя дочерьми. Ваня был самый младший. Когда началась война, Карпа Григорьевича, несмотря на многочисленную семью, взяли в армию [19].
     Ваню устроили в ремесленное училище Кировского завода. И стал он под руководством  мастера делать модели, по которым литейщики отливали танки. Потом группе модельщиков велели делать ящики для снарядов.
     В марте 1942 года ремесленное училище эвакуировали в Ярославскую область. Курочкин не думал тогда, что не придётся вернуться в Ленинград, что родным для него станет другой город… [15]. 
     До Ладоги добрались благополучно. На машины сели почти у самой кромки льда, где начиналась Дорога жизни. Через Ладогу ехали на шести грузовиках мучительно долго. Ваня задремал. Вдруг начался вражеский обстрел. Один снаряд угодил прямым попаданием в машину. И она на глазах у всех ушла под воду, потонула вместе с ребятами, наставниками, которые сопровождали их, и водителем. Долго потом Иван не мог забыть эту жуткую картину, свидетелем которой ему довелось быть [19].
     В дороге Ваня обморозил ноги и целый месяц пролежал в Петровской больнице.
     Поправившись, Иван Курочкин приехал из Петровска в Ярославль и стал доучиваться ремеслу в училище при автозаводе. Окончив ремесленное училище № 2, в 1942 году он пришёл работать модельщиком в литейный цех автозавода. На тот момент Ване было всего четырнадцать лет. Упорный и вдумчивый, он трудился увлечённо, с упоением [22].        
     В 1944 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями большой группы автозаводцев за высокие показатели в работе и помощь фронту. Среди награждённых был шестнадцатилетний модельщик Иван Карпович Курочкин. Он был удостоен ордена «Знак Почёта» [15].
    О трудовом подвиге молодого рабочего писала «Правда». Спустя несколько дней после помещённой в газете заметки на завод пришло письмо от старшего брата Валентина, который потом помог Ивану найти всех братьев и сестёр. Помогла в этом и книга ярославской журналистки Анны Черток «Чувство локтя». В ней рассказывалось о том, как не стал сиротой Иван Курочкин, как вышел «в люди», стал знатным рабочим, хотя трудовая биография только начиналась [15].
     В школу рабочей молодёжи № 3 города Ярославля Иван Курочкин пришёл уже зрелым и опытным рабочим, в возрасте 27 лет. Это было в 1954 году.  Нужно было получить среднее образование, чтобы поступить в вуз. Со старшими сыновьями Иван Карпович, можно сказать, учился вместе: те в школе, и он в школе, но только рабочей молодёжи. Они пошли в вузы, и он поступил на вечернее отделение Ярославского технологического института [15].
     К учёбе Иван Курочкин относился, как и к работе, со всей ответственностью, а в 1957 году окончил школу рабочей молодёжи с серебряной медалью.
Заключение
     Всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся участников и очевидцев тех событий. Для нас, их потомков, важно сохранить  память о том, что было, потому что «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».
     Хочется выразить особую благодарность за оказанную помощь в сборе материала ветеранам школы, Ивановой Галине Константиновне и Михайловой Нине Александровне, передавшим в дар школьному музею фотографии и документы из личных архивов, сборник воспоминаний «Вспомнить всё», фотоальбом и творческие работы Барышевой Стэллы Ивановны.
     Война – это тяжёлое испытание и для страны, и для всего  народа, и для нашей школы, и для учителей, и для учеников тех далёких лет. Война стала школой выживания и мужества, закалила характеры «героев былых времён». Имена тех, кто выстоял и победил, навсегда вписаны в историю нашей школы.
     Мы помним! Мы гордимся!
     Объявляется минута молчания…

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ
1. Архив муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) школа № 94».
2. Большая Советская Энциклопедия. Том 48./ Главный ред. Введенский Б.А. – Второе издание. – Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». – 1957. – С.84-86.
3. Великая Отечественная война в истории ШРМ № 3 города Ярославля и судьбах её учителей.//Исследовательская работа Медведевой К.. – Ярославль, Открытая школа № 94,  2019.
4. Вечерняя школа. Справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых./Под общей ред.Н.Н. Балова. – М., «Педагогика», 1973. – Стр. 32-33.
5. Воскресенский С.Г., Потапов Г.П. Подготовка кадров на машиностроительном предприятии. – Ярославль, 1980.
6. Вспомнить всё: Эстафета памяти: альманах: вып.1./Сост. Т.Н. Спиридонова, ред. Л.Е. Новожилова. – Ярославль, 2014. – Стр. 42-47.
7. Государственный архив Ярославской области.
8. Дети войны: как они выживали (о судьбе учителя С.И. Барышевой).// Исследовательская работа Крюковой А. – Ярославль, Открытая школа № 94,  2019.
9. Ими гордится завод и школа.// «Заводская жизнь». -  № 4 (3036). - 12 января 1966 г.
10. Исторический путь Открытой школы № 94 города Ярославля: ШРМ-ВСШ-ОСОШ.// Исследовательская работа Петровичевой Т. – Ярославль, Открытая школа № 94,  2016.
11. История школы / Официальный сайт школы № 94 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://school94.edu.yar.ru/istoriya_shkoli.html (дата обращения: 01.11.2019).
12. Корегин И. Школы рабочей и сельской молодежи.// «Северный рабочий». – 5 апреля 1946 г.
13. Люди и награждения. Замышляев Б.Д.// Подвиг народа 1941-1945 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=1512180238&tab=navDetailManUbil (дата обращения: 01.11.2019).
14. Люди и награждения. Сидоров Б.И.// Подвиг народа 1941-1945 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=1521351009&tab=navDetailManUbil (дата обращения: 01.11.2019).
15. Новожилов В. Парень с Нарвской заставы.// «Заводская жизнь». - № 46 (4823). - 16 апреля 1977 г.
16. Разживина Л. Урок длиною в полвека.// «Заводская жизнь». - № 94 (7334). - 23 октября 1993г.
17. Создание школ рабочей молодёжи в городе Ярославле.// Исследовательская работа Федорковой И. – Ярославль, Открытая школа № 94,  2017.
18. Учителя ВСШ №3 города Ярославля – участники Великой Отечественной войны.// Исследовательская работа Салеховой Д. – Ярославль, Открытая школа № 94,  2018.
19. Фавстова Ю. Ленинградских детей приняли, как своих.// «Заводская жизнь». -  № 80. – 22 октября 1999 г.
20. Фонды «Музея истории вечерней школы» МОУ «Открытая (сменная) школа № 94».
21. Фонды музея истории ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).
22. Черток А. Бригадир Иван Курочкин.// «Северный рабочий». – 2 февраля 1946 г.
23. Ярославна/ История успеха ярославских женщин. 1000-летию Ярославля посвящается. – РПЦ Внешторгиздат. – Москва, 2005. –Стр. 266.
24. Ярославцы-заслуженные учителя./ Авторы-составители В.И. Шаров, О.П. Шарова. – Ярославль, Академия развития, 2006. – С. 339-340.