Формирование функциональной грамотности
Проект по формированию функциональной грамотности
Зачем реализуется?
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.
Когда реализуется?
с 2021 года по 2024 год
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук
Составляющие функциональной грамотности
Основные:
1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Дополнительные:
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
-
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или
-
нового знания, и/или
-
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
6. Глобальные компетенции
Способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
включает:
-
заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития
-
управление поведением
-
открытость к новому
-
эмоциональное восприятие нового
Памятка для родителей «Что значит быть грамотным в XXI веке?»
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
2021-2022 учебный год
-
ПРИКАЗ № 282/01-03 - Департамент образования Ярославской области
«Об организации работы по повышению функциональной грамотности», скачать (.pdf) -
План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности на 2021-2022 учебный год, скачать (.pdf)
-
ПРИКАЗ № 01-05/1088 от 26.11.2021 г. - Департамент образования мэрии г. Ярославля
«Об организации работы по повышению функциональной грамотности», скачать (.pdf) -
Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. - Департамент образования мэрии г. Ярославля
«О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088», скачать (.pdf) -
Приказ 01-05/75 от 26.01.2022 г. - Департамент образования мэрии г. Ярославля
«О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088», скачать (.pdf)
2022-2023 учебный год
Региональный план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности на 2022 - 2023 уч.г.
Муниципальный план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности
2023-2024 учебный год
Функциональная грамотность: учимся для жизни: Рабочая программа курса внеурочной деятельности